Самолетное громкоговорящее устройство [СГУ)
На многих самолетах гражданской авиации устанавливают громкоговорящее устройство типа СГУ-15.
Рассмотрим СГУ-15 самолета Ил-62. Громкоговорящее устройство СГУ-15 предназначено для оповещения пассажиров пилотами и бортпроводником, двусторонней связи между пилотами и бортпроводником с помощью усилителя СПУ, ведения пилотами внешней радиосвязи и внутрисамолетной связи через систему СПУ без использования гарнитур АГ-2. Система СГУ обеспечивает левому и правому пилотам возможность:
передачи сообщений пассажирам при помощи микрофонов СГУ; при этом бортпроводник отключается от оповещения пассажиров, а своя передача и сигналы с выходов приемников радиостанций и навигационных систем прослушивается через громкоговоритель;
прослушивания сигналов с выходов приемников радиостанций КВ1, КВП, УКВ1, УКВП; выходов навигационных систем АРК-11, Кур-МП-1, РВ-УМ через усилитель У-2 на громкоговоритель, а также через телефоны абонентской гарнитуры АГ-2;
ведения передач по станциям КВ1, КВП, УКВ1, УКВП при помощи микрофонов ДЭМШ-1 из комплекта СГУ или микрофонов абонентских гарнитур АГ-2 и прослушивания своей передачи через громкоговоритель или телефоны гарнитуры АГ-2; ведения двусторонней связи с бортпроводником по СПУ с прослушиванием бортпроводника через громкоговоритель или абонентскую гарнитуру. Система СГУ обеспечивает бортпроводнику возможность: передачи сообщений пассажирам через микрофон ДЭМШ-1 из комплекта СГУ;
ведения связи с пилотами при помощи телефонной трубки ТАИ-43.
В систему оповещения входят:
два щитка пилота, два усилителя У-2, щиток бортпроводника, усилитель У-15 пассажирской кабины, три микрофона СГУ, микрофонная трубка ТАИ-43, шестнадцать динамиков 1-ГД-18, семь согласующих автотрансформаторов.
Принцип работы устройства заключается в следующем: сигналы звуковой частоты, снимаемые с микрофона СГУ или выхода аппаратов СПУ (звуковые сигналы с усилителя внутренней связи, с радиостанции или навигационного устройства), усиливаются в соответствующих усилителях до необходимого уровня и воспроизводятся динамиками. Микрофон и телефон микротелефонпой трубки ТАИ-43 подключаются через коммутационные цепи СГУ соответственно к входу и выходу усилителя СПУ.
Внутренняя и внешняя связь. Связь при помощи системы СГУ можно вести двумя способами, применяя абонентскую гарнитуру или используя микрофон СГУ и усилитель У-2 с динамиком. И в том, и в другом случаях переключатель на щитке СГУ пилота должен быть установлен в положение «СПУ». При этом выход усилителя СПУ или приемника радиостанции подключается к телефонам гарнитуры и параллельно к входу усилителя динамика в кабине пилотов.
При работе с абонентской гарнитурой ее микрофон и телефоны транзитом через щиток СГУ подключаются к абонентскому аппарату и выходят на выбранный вид связи. (Выбор внутренней или внешней связи осуществляется переключателем «СПУ — Радио» на абонентском аппарате, а выбор радиостанции — переключателем выбора радиосвязи, расположенным там же).
Оповещение пассажиров. Схема СГУ предусматривает оповещение пассажиров со щитков бортпроводника и пилотов. Для передачи сообщений пассажирам со щитка бортпроводника необходимо нажать кнопку микрофона СГУ (рис. 264), подключенного к щитку бортпроводника. При этом через одну пару кон-
тактов кнопки микрофона СГУ замыкается цепь микрофона на вход усилителя динамиков пассажирской кабины; через вторую пару контактов подается минус бортовой сети на реле в щитке бортпроводника, через контакты которого подводится питание +27 в постоянного тока к усилителю и +3,7н-5 в к микрофонной цепи.
Для передачи сообщений пассажирам с щитка пилотов необходимо на щитке левого или правого пилотов установить переключатель в положение «Пасс.» и нажать кнопку на микрофоне СГУ. При этом цепи коммутируются следующим образом: переключатель на щитке СГУ пилота через свои контакты замыкает цепи подачи минуса в щиток СГУ бортпроводника; минус подается на реле, отключающее бортпроводника от оповещения, и реле включения питания на усилитель У-15. Одновременно переключатель на щитке СГУ пилота замыкает цепь микрофона СГУ, помимо кнопки на рукоятке микрофона, на вход микрофонного усилителя и подключает вход усилителя динамиков пассажирских салонов.
Оповещение пассажиров по СГУ возможно только с помощью микрофона СГУ.
Двусторонняя связь между пилотом и бортпроводником. Вызов бортпроводника пилотами в схеме СГУ не предусмотрен. Бортпроводник может быть вызван при помощи общей бортовой сигнализации. Связь пилота с бортпроводником осуществляется через усилитель внутренней связи СПУ (рис. 265). При этом пилот может пользоваться микрофоном СГУ или абонентской гарнитурой, а бортпроводник — только микротелефонной трубкой ТАІГ43. При установке переключателя на щитке СГУ пилота в положение «БП» через контакты галетного переключателя микрофон СГУ (при нажатии кнопки на его рукоятке) подключается на вход усилителя СПУ. Одновременно через эту же галету подается минус бортовой сети на реле в щитке бортпроводника; реле подключает микротелефонную трубку ТАИ-43 бортпроводника через телефоны абонентской гарнитуры или через динамики.
Рис. 265. Упрощенная схема при работе на связь с бортпроводником |
Самолетный магнитофон МС-61 предназначен для магнитной записи речи с телефонных выходов радиоприемников и самолетного переговорного устройства, а также для автономной записи с ларингофонов типа ЛА-5 или абонентской гарнитуры АГ-2 левого летчика.
В основу работы магнитофона положен принцип магнитной записи сигналов звуковой частоты на проволочный звуконоситель.
Запись производится на проволоку с автоматическим стиранием предыдущей записи. Длительность непрерывной записи — не менее 5,5 ч. Линейная скорость движения звуконосителя — 150—180 мм/сек.
В комплект магнитофона входят: пульт управления; аппарат записи; запасной комплект.
Основной частью магнитофона является аппарат записи, устанавливаемый в бронекожух. Конструктивно бронекожух представляет собой две двухстенные полусферы с теплоизолирующим материалом между стенками. Внутренняя стенка каждой полусферы кожуха выполнена в виде полой «рубахи», объем которой на 80% заполняется водой. Внутренний объем кожуха заполнен пенопластом. Конструкция бронекожуха обеспечивает защиту проволочного звуконосителя аппарата записи от механических ударов и высоких температур при авариях.
Электропитание магнитофона осуществляется от сети постоянного тока 27 в. Потребляемая мощность — не более 20 вт.